ПОЧЕМУ КЛИЕНТ УХОДИТ
Это один из самых частых запросов супервизантов, основанный на предсположении, что терапевт сделал что-то «не так». А если бы «так», то клиент бы остался в терапии. И это касается и клиентов, пришедших на 1-2 консультации (не планировавших никакую терапию, а пришедших решить вопрос), и клиентов, которые уже в терапии не менее полугода. Конечно, хорошо бы разобраться в том, какое участие принимает терапевт в принятии решения клиентом об окончании терапии. И я не имею здесь в виду те счастливые случаи, когда клиент выполнил свою основную задачу и решил, что пока ему терапии достаточно. Разбирая с супервизантами случаи ухода клиента, я выделила несколько самых частых.
1. Клиенту не понравился терапевт. И это не условное «нравится не нравится – лечись моя красавица». Клиент свободен, а не понравился терапевт потому, что не ложится на него нужная проекция на значимую фигуру. Голос не тот или улыбается не так, или не улыбается, а должен. Нужно помнить, что именно субъективное соответствие терапевта проекциям клиента помогает последнему задержаться в терапии и получить возможность создать отношения, которые можно будет рассмотреть вместе и изменить. А если это не так – от терапевта это не зависит, он не может быть похож на все значимые фигуры клиентов – последние находят рациональную причину уйти (психолог не сделал то или это, показался холодным или бесцеремонным и т.п). Это как раз уходы с 1-3 сессии, что агрегаторы-работодатели, увы, трактуют как отсутствие профессиональных навыков у терапевта. Что ж …бизнес есть бизнес!
2. Следующий вариант – клиент с внешним локусом контроля, который пришел, чтобы изменить близких. Как-то на семейную консультацию ко мне пришла пара… ну, как пришла…пришла жена, а мужа с собой привела. Первая ее фраза была «Скажите ему, что…». Если это первые походы к психологу, то клиент еще не разуверился в том, что это возможно, а специалист именно для этого и существует, чтобы менять близких. Клиент еще поищет другого волшебника, а не найдя – разочаруется в психологах или все-таки у кого-то задержится, но не у первого.
3. Клиент пришел по промоакции агрегатора из любопытства, что за птица такая психолог. Такой клиент еще не клиент, а просто любопытствующий. Он хочет послушать психолога (лекцию), но по какому поводу не очень понимает. Если ему сказать о том, что клиент ответственен за то, чтобы рассказать о себе и вместе с психологом сформулировать то, что он хочет, удивляется. Он пришел не за этим. Правда иногда такие клиенты остаются, но для этого нужна смелость и интерес к себе, что не всегда есть.
4. Клиент отчаялся измениться, ему стыдно приходить к терапевту с одним и тем же запросом («не получается, я опять…»). Например, у клиентки пока недостаточно ресурсов, чтобы уйти от изменяющего ей мужа, а терапевт находится под ее проекцией «ты опять ничего не сделала». Аналогичная ситуация может сформироваться в терапии химически зависимых при срывах, клиент уходит, поскольку ему стыдно, или он себя винит. Такие клиенты исчезают внезапно, но после нескольких неудач, и здесь важно по возможности прояснить проекции клиента на терапевта и обсудить реальное отношение терапевта к его неудачам.
5. Клиенту кажется, что терапия не продвигается. Он разочарован, и либо намекает на отсутствие изменений (не высказывая недовольство прямо), либо терпит и не говорит. Правда после 2х или 20ти сессий – это все-таки разные вещи! Наивное представление о возможностях терапии или тупик в переносе-контрпереносе? И клиент делает то, что обычно – уходит из контакта. Поэтому гигиенично спрашивать время от времени, в чем клиент доволен терапией, а чем недоволен. Иногда терапевт не успевает распознать этот паттерн, если клиент исчезает внезапно. Косвенно о недовольстве могут свидетельствовать переносы сессий, опоздания, отсутствие оплаты вовремя). В этом случае еще можно успеть обсудить отношение клиента к терапии и терапевту.
6. Клиент подошел к важному, но болезненному материалу, важной истории из своей жизни. И здесь возникает сложный момент – разговаривать с терапевтом о чем-то менее важном уже неинтересно, а сил шагнуть дальше еще нет. Тут и возникает желание уйти, чтобы не причинять себе боль воспоминаниями. Любой терапевт в своей личной терапии это проходил и знает каково это переживать. Большинство клиентов шагает, некоторые уходят. Что же, это правда трудный момент, пусть клиент сам выберет, что способен пережить или не пережить в данный момент. Побуждать его сделать шаг, на который нет сил, тоже не айс.
7. Клиент провоцирует терапевта на проективную идентификацию, терапевт неосознанно отыгрывает, внезапно для себя превращаясь в ту самую фигуру из жизни клиента, которая стыдила, обвиняла и тп - круг замыкается… Клиент убеждается в том, что и этот терапевт тоже… Но так бывает даже у очень хороших терапевтов, пусть бросит в меня камень тот, кто демонстрирует чудеса полной осознанности и личной идеальности. Тут и супервизор в помощь терапевту, и его личный терапевт тоже. Ну, и мы посочувствуем обоим – и терапевту, и его клиенту…
Я описала несколько вариантов, первыми пришедших в голову, думаю вы дополните еще какими-то. Для меня, как для супервизора (да и терапевта) ценно, что супервизанты искренне переживают эти ситуации, не оставаясь равнодушными к ушедшему клиенту.
Да, иногда они уходят, но некоторые из них возвращаются.
И в этом наша надежда и наша печаль…И в этом их надежда и их печаль…
#гештальтИД